Интерактивные формы обучения

Интерактивные образовательные технологии

 

Интерактивные образовательные технологии наиболее подробно раскрыты в главе 6 «Опыт применения инновационных образовательных технологий в подготовке управленческих кадров в вузе» монографии: Культурно-интеллектуальные проблемы вузовской подготовки студентов для управленческой деятельности / Бикметов Е.Ю., Кунгурцева Г.Ф., Рувенный И.Я., Галиханова Ю.Р., Голиков С.В., Ли С.А., Кузнецова Е.В., Касимова Э.Р. – Уфа, 2015.

 

Интерактивные технологии проведения лекций

«Лекция вдвоем»

Уникальность данного вида лекций заключается в том, что ее проводят два лектора в живом диалоговом режиме. Диалог двух лекторов должен быть настолько интересным, информативным, насыщенным примерами из управленческой практики, чтобы вовлечь значительное количество студентов в обсуждение, а, по возможности, и всю студенческую аудиторию для поиска совместного решения, тем самым студент занимает активную позицию, как и преподаватель. «Лекция вдвоем» формирует альтернативность теоретического мышления и уважение к оппозиционной точке зрения.

Лекция с запланированными ошибками («лекция-провокация»)

Такая лекция предполагает наличие ряда ошибок в материале лектора. Ошибки могут быть методическими, логическими, содержательными, поведенческими, структурными, системными, классификационными и другими. К очевидным достоинствам данного вида лекции можно отнести развитие у будущих управленцев способности критически анализировать и оценивать материал, выступая в роли экспертов или рецензентов с целью выявления неточностей и ошибочных мнений. По окончании лекции студенты должны перечислить найденные ошибки и вместе с преподавателем обсудить их.

Лекция-пресс-конференция

Формат проведения этого вида лекции основывается на методах пресс-конференции, т. е. студенты в самом начале занятия в письменной форме задают преподавателю интересующие их вопросы по предварительно озвученной тематике. Задача преподавателя разделить все вопросы на группы по смыслу и в соответствие с ними выстраивать содержательную часть занятия (реализовать это он может двумя способами: в форме брифинга, т.е. краткие ответы на вопросы или обычное связанное изложение материала). Достоинством данного вида лекции является то, что для формулировки своих вопросов студенту необходимо мобилизовать и активизировать знания и мыслительную деятельность, а процесс ожидания ответа именно на свой вопрос заставляет студента концентрироваться и быть максимально внимательным слушателем.

Лекция-беседа и лекция-дискуссия

Эти разновидности проведения занятий являются самыми распространенными и, наверное, самым простым вариантом непосредственного контакта лектора и слушателя. Данные виды лекционных занятий делают процесс обучения более живым и активизируют познавательную деятельность студентов. Лекция-беседа и лекция-дискуссия дают возможность акцентировать внимание студентов на наиболее значимых и актуальных вопросах рассматриваемой темы, а также регулировать темп изложения и содержание излагаемого материала с учетом специфики восприятия и особенностями аудитории слушателей.

Лекция с разбором конкретных ситуаций

Данная форма лекции близка к дискуссионной разновидности лекционного занятия. Отличительной особенностью является не простая постановка вопросов, а разбор конкретного ситуации или примера из реальной практики менеджмента. Ситуация представляется преподавателем устно, письменно или в короткой видеозаписи или видеофильме. Ситуация излагается кратко, но содержит полную информацию внешней и внутренней среды объекта управления. Студенты совместно анализируют данную ситуацию и пытаются найти оптимальное и правильное, по их мнению, решение. Преподаватель является в данном случае модератором, который старается активизировать участие каждого слушателя в общем обсуждении, а также опираясь на правильные высказывания и анализируя неправильные, ненавязчиво, но настойчиво подводит студентов к общему выводу.

Лекция-визуализация

В лекции-визуализации вербальная информация поддерживается визуальным рядом (включающим схемы, таблицы, рисунки, диаграммы, изображения, фотографии, видео), что позволяет усилить процесс восприятия и запоминания информации, за счет включения визуального мышления. Материалы к лекции-визуализации может готовить сам преподаватель, его ассистент или студенты, не только считывающие и воспринимающие информацию, но в данном случае и создающие ее. Тема лекции разбивается преподавателем на логические структурные блоки, каждый из которых визуально прорабатывается отдельными студентами и доводится последовательно до внимания всей аудитории.

Инновационные технологии проведения практических занятий

Дискуссионная практика

Для проведения практического занятия в формате дискуссии студентам требуются базовые знания и представления по теме, а также коммуникационные навыки, необходимые для того, чтобы углубить предмет познания. Задача преподавателя заключается в управлении процессом дискуссии. Для того, чтобы она проходила успешно, вопросы следует формулировать коротко, четко, логично и емко, а также стимулировать участников к высказыванию собственного мнения. Обсуждение проблем на занятии приносит больше пользы, когда аудитория имеет дело с противоречивыми мнениями, а не с фактами.

Формирование команд (рабочих групп)

Командная форма практических занятий проходит в небольших рабочих группах (3-5 человек), каждый участник получает не только свою часть задания, но и имеет общую групповую цель, что повышает его ответственность. Необходимо помнить, что при формировании рабочих групп целесообразно учитывать психологическую совместимость ее участников, но стараться, чтобы они при этом обладали разными личностными характеристиками (гендерными, социальными, демографическими и т.п.). Сформированные команды студентов могут оставаться неизменным в течение всего курса дисциплины, либо они могут переформировываться на каждом практическом занятии. Преимуществом неизменности состава рабочей группы является ее сплоченность. Достоинством же изменяющихся команд можно отметить проявление синергетического эффекта, заключающегося во «вливании» новых членов команды с новыми знаниями и творческими идеями.

«Рабочие пары»

На практическом занятии студенты разбиваются на пары для более динамичного обсуждения с целью поиска совместного решения управленческой проблемы. После 5-10 минутной дискуссии найденное решение выносится на общее обсуждение, после чего создаются новые пары и все циклически повторяется несколько раз, пока не будут найдены наиболее интересные решения.

«Рабочие тройки»

Объединение студентов в группы по три человека, причем, в каждом новом задании должна быть сформирована новая тройка участников. Это позволяет устранить психологическое привыкание к работе в одной и той же группе.

Работа по принципу «карусели»

Эта практическое занятие предполагает два вида круга. Одна часть студентов, располагающихся по кругу, остается в статическом состоянии (т.е. они не передвигаются). Другая часть, образующая второй круг – находятся в динамическом состоянии, т.е. через определенный интервал времени они должны поменяться по часовой стрелке. Студенты, сидящие на одном месте, успевают проговорить за игровой цикл с несколькими собеседниками из другого круга.

Работа в «аквариуме»

Данная технология предусматривает наличие участников, вовлеченных непосредственно в решение поставленной задачи, а также тех, кто является сторонним наблюдателем, оценивающим и анализирующим происходящее, т.е. выступающим в роли эксперта.

Работа по принципу «броуновское движение»

Студентам на лабораторном занятии выдается проблемное задание для решения которого, им необходимо проявить максимальную сноровку и хитрость для сбора требуемой информации. Студентам разрешается перемещаться по аудитории и даже за ее пределами (например, визит в библиотеку). Это целенаправленное перемещение происходит по принципу «броуновского движения».

«Дерево решений»

Студенты делятся на несколько групп с равным количеством человек для фиксации своих решений, каждая группа получает чистый лист ватмана, на котором они рисуют свое «дерево». Через определенный промежуток времени группы меняются рабочими местами и получают «деревья решений» других команд, которые они и будут дополнять своими идеями.

«За или против»

Преподаватель озвучивает управленческую ситуацию, которая имеет двойственный характер решения. Студентам нужно занять позицию «за» или «против», при этом необходимо аргументированно отстаивать свой ответ.

Классический «мозговой штурм»

Технология мозгового штурма предполагает поиск оптимального и эффективного решения управленческой ситуации с помощью групповой работы, когда каждый участник высказывает значительное количество своих предположений. В ходе совместного обсуждения – «мозгового штурма» выбирается наиболее предпочтительная альтернатива. Данную обучающую технологию целесообразно использовать на лабораторной работе (3- 4 академических часа).

Метод «мозгового штурма» базируется на следующих основных принципах:

  • размещение 8-12 участников за круглым столом;
  • формулировка четкой задачи участникам на основе конкретной управленческой ситуации;
  • строго определенный регламент обсуждения;
  • отсутствие любой критики, только доброжелательная атмосфера;
  • анализ всех высказанных идей и выбор наилучших;
  • безличность идей, так как лучшие идеи − это плод коллективного творчества;
  • выбор итогового решения, удовлетворяющего всех участников «мозгового штурма».

Анонимный «мозговой штурм»

В отличие от классического варианта, анонимный «мозговой штурм» использует опосредованное взаимодействие участников. На практическом или лабораторном занятии преподаватель выносит на обсуждение управленческую проблему и просит студентов сформулировать ее решения и зафиксировать их письменно. Все решения попадают в руки преподавателя, а он их поочередно озвучивает и выносит на всеобщее обсуждение, в ходе которого студенты стараются довести их до совершенства.

Метод «а также»

Метод «а также» является разновидностью «мозгового штурма», когда каждая идея основательно обсуждается студенческой группой, после чего выдвигаются новые идеи. Этапы технологии «а также»: постановка проблемы, цели и задач преподавателем; поиск творческих идей студенческой группой; отбор и глубокая проработка идей; выбор наилучших решений.

Метод конференции идей

Метод конференции идей считается модификацией классического «мозгового штурма» и отличается от него тем, что допускает возможность доброжелательной критики, что повысить значимость выдвинутых идей, прошедших критику.

Метод 635

На практическом занятии студенческая группа разбивается на подгруппы из шести человек. На специальном бланке каждого из участников подгруппы логично и четко формулируется управленческая проблема. Каждый студент в течение пяти минут записывает в свой бланк три интересных идеи, разрешающих проблему, после чего передает его своему соседу по часовой стрелке. Сосед вычитывает предыдущие идеи и предложения и записывает еще три идеи, которые не должны повторятся. Данные идеи могут быть абсолютно новыми, либо могут дополнять или углублять уже написанные предложения. Каждый участник подгруппы в течение тридцати минут успевает заполнить шесть бланков. Цикл завершается, когда каждый участник получит полностью заполненный свой бланк. С помощью метода 635 за 30 минут можно получить до 108 творческих идей (6 * 3 * 6).

Синектика.

Синектика – это психологическая методика активизации творческих идей, основанная на использовании ассоциаций или аналогий; это организационный прием выработки креативных идей профессиональным коллективом (в отличие от классического мозгового штурма, когда идеи генерируют обычные люди). Синектика в переводе с греческого обозначает объединение разнородных компонентов.

Синектическая технология оперирует четырьмя методами:

1. Прямая аналогия – объект исследования сравнивается с похожим аналогичным объектом в экономике, природе или технике.

2. Символическая аналогия – абстрактная обобщенная аналогия, когда объект исследования ассоциируется с одним главным признаком, например, «Ауди» – «четыре круга».

3. Фантастическая аналогия – проблема объекта исследования решается через фантастические средства (шапка-невидимка, сапоги-скороходы) или сказочные, мифические персонажи (гномы, домовые).

4. Личная аналогия (метод эмпатии) – позволяет вжиться в объект исследования, войти в образ, перевоплотиться.

Метод «фокальных объектов» (метод случайных объектов или метод каталога)

Сущность метода заключается в том, что нужно открыть любую книгу ((каталог, энциклопедию, словарь) для будущих управленцев желательно, чтобы эта книга была в сфере менеджмента, экономики или политики), наугад найти любое слово и ассоциативно перенести его признаки на совершенствуемый объект исследования. Этот объект находится в центре внимания, то есть в фокусе, поэтому называется фокальным. Полученные из книги сочетания дают новое, зачастую неожиданное, или модифицированное развитие исследуемого объекта.

Метод «гирлянд случайностей и ассоциаций»

Метод «гирлянд случайностей и ассоциаций» является продолжением метода «фокальных объектов». Метод помогает найти значительное количество новых творческих идей товаров и услуг, разработать новые подходы к управлению компанией посредством ассоциаций.

Этапы метода «гирлянд случайностей и ассоциаций»:

1 гирлянда. Называются синонимы объекта исследования в произвольной последовательности.

2 гирлянда. Из книги (каталога) выбираются наугад слова, к каждому из которых подбираются признаки. Формирование новой идеи происходит путем поочередного присоединения к объекту исследования и его синонимам признаков случайно выбранных слов. При возникновении приемлемой захватывающей идеи (например, свойств нового товара или услуги, новых конкурентных преимуществ компании и т.п.), далее студентам продолжать генерирование идей не нужно.

3. гирлянда. Цепочки ассоциаций генерируют из признаков случайных слов. Далее к последовательности гирлянды синонимов объекта исследования соединяют с элементами гирлянд ассоциаций. Это побуждает к новому генерированию идей.

Таким образом, все гирлянды ассоциаций оцениваются студентами и выбирается наиболее рациональный и эффективный вариант решения.

Пул мозговой записи

На практическом или лабораторном занятии, проводимом у будущих управленцев, на центральный стол («пул») преподаватель складывает формуляр, содержащий готовые варианты ответов по конкретной управленческой ситуации. Студенческая подгруппа из 6-8 человек генерирует свои идеи по решению выявленной проблемы, которые записываются индивидуально на специальных бланках. Желательно формулирование до десяти-двенадцати предложений. Каждый участник работает со своим бланком. Если поток идей становится скудным или совсем иссякает, то бланк заменяется на бланк с решениями из «пула». Студент, вдохновившись новыми идеями, может их на этом бланке углубить, расширить или модифицировать. Таким образом, в «пуле» собирается значительное заполненных студентами бланков, в результате чего происходит «молчаливый» обмен мнениями.

Метод Дельфи или Дельфийского Оракула

Метод является разновидностью экспертных оценок и предполагает циклическое повторение процедуры принятия управленческих решений независимыми студентами-экспертами до тех пор, пока они не смогут прийти к единому мнению, к консенсусу. Причем это обобщенное мнение считается более справедливым и правильным, чем мнение каждого студента по отдельности. Здесь действует своеобразный синергетический эффект. Достоинством данной образовательной технологии является отсутствие психологического давления на личность студента, открытых споров и конфликтов, конформизма. Еще одним преимуществом метода Дельфи можно назвать генерирование идей, основанных на рациональных аргументах и фактах, а не на эмоциях студентов.

Метод «дневника идей»

В целях рубежного контроля студенты заводят «дневник» с выданной преподавателем управленческой темой исследования. В процессе учебного семестра каждый студент заполняет свой дневник по мере появления у него идей с разной периодичностью, но не реже одного раза в неделю. По окончании временного периода, отводимого на заполнение дневника, студенту следует проранжировать все свои идеи и выбрать наиболее удачные, которые он должен проработать более глубоко и представить в виде менеджерской программы реализации для прохождения рубежного контроля.

Триггерная технология

Триггерная стимуляция (англ. trigger stimulation) – «раздражение мозга через зрительный анализатор вспышками света с использованием автоматической электронной системы с обратной связью».

Применение самовозбуждения мозга с помощью триггерной стимуляции особенно эффективно для принятия решений. Эта технология может применяться на практических занятиях и состоит из двух этапов. Первый этап – все студенты записывают тезисно свое видение решения поставленной проблемы или задачи и каждый поочередно излагает его группе. Дополнительным условием является то, что идеи не должны повторяться, т.е. если у нескольких студентов были схожие мысли, то озвучивает тот, кто выступает первым. В ходе обсуждения у студентов могут возникать новые решения, которые они также имеют права вносить в свой лист, для участия во втором этапе. Он начинается только после того, как озвучены и обсуждены все идеи каждого из участников первого этапа. Идеи второго этапа, как правило, являются более продуманными и интересными.

Использование технологии синквейнов

Составление синквейна на практических занятиях заставляет студента активизировать и проявлять такие способности как творческие, интеллектуальные, образные, при этом опираясь на системное, логическое мышление и хорошее знание материала по изучаемой теме (дисциплине). Удачно и грамотно составленный синквейн – это сочетание четко и лаконично выраженной мысли, которая при этом имеет яркую эмоциональную окраску.

Рассмотрим правила написания синквейна. Синквейн состоит из пяти строк:

1-ая строка: одно слово (обязательно существительное), которое отражает основную тематику всего синквейна (например, тему дисциплины);

2-ая строка: два прилагательных, раскрывающих особенности темы синквейна;

3-я строка: три глагола, описывающих все возможные действия по теме синквейна;

4-я строка: фраза или целое предложение, в которой студент высказывает свое отношение к теме синквейна (могут быть использованы крылатые фразы и устоявшиеся выражения);

5-я строка: это одно обобщающее слово, которое по-новому интерпретирует заданную тему.

Применение аудиовизуальных средств

Аудиовизуальные средства (демонстрация слайдов, учебных видеофильмов) значительно повышают эффективность обучения менеджменту. Видеоматериалы в обучении менеджменту могут иметь широкий спектр использования: в иллюстрационных и демонстрационных целях, например в форме конкретной ситуации. Рекомендуемая продолжительность показа видеоматериалов составляет 15-20 минут. Однако, если необходимо, оно может быть увеличено до 30-40 минут, т.е. так, чтобы оставалось время на обсуждение показанного материала. Видео- и мультимедийная техника широко используется для выработки управленческих и коммуникационных навыков и умений, а также группового ролевого поведения по темам, связанным с лидерством, командообразованием и организационным поведением. Учебные видеофильмы обеспечивают наглядность, насыщенность материала, позволяют лучше визуально усвоить информацию.

Приглашение практиков в учебную аудиторию

Приглашение руководителей-практиков в аудиторию для беседы со студентами исторически предшествовало появлению метода анализа кейс-ситуаций. Приглашение менеджеров-практиков в аудиторию помогает студентам глубже понять связь между теорией и практикой менеджмента.

Посещение бизнес-организаций

Визит в организацию должен быть хорошо спланирован по времени и структурирован по содержанию. Большую группу студентов следует разбить на более мелкие группы (не более 12 человек) для повышения эффективности встреч и бесед с представителями организации. Студенты должны быть тщательно проинструктированы о своем поведении и характере визита, его целях и процедуре. Визиты преследуют цель ознакомить студентов с практикой менеджмента и понять реализацию соответствующих концепций и теорий.

Метод кейсов

Метод кейсов (case method, метод конкретных ситуаций, кейс-метод, метод ситуационного анализа) это практическая технология обучения, основанная на исследовании реальных бизнес-ситуаций. Кейс-метод может применяться как для поиска единственного верного решения, так и, наоборот, – для всех возможных решений. Кейс-ситуации для подготовки менеджеров разрабатываются преподавателями на основе актуальных реальных ситуаций из управленческих периодических и электронных изданий, таких как «КоммерсантЪ», «Секрет фирмы», «Эксперт», «Менеджмент в России и за рубежом», «Практический маркетинг», «HR-Journal» и других. Студенты рассматривают конкретную ситуацию, предложенную преподавателем, и генерируют все возможные варианты решений, обсуждают их в группе и выбирают наилучшее.

Деловые игры

Деловую игру следует рассматривать как один из видов социальной деятельности, моделирующей практическую и духовную активность, осуществляемую человеком в реальных ситуациях социального и экономического пространства. Применение деятельностного подхода к игре дает возможность выделить ее структурные и функционально-процессуальные характеристики. Структурное рассмотрение предполагает выявление строения самой деятельности и определение составляющих ее элементов. При функциональном рассмотрении на первый план выдвигается вопрос о том, каким именно образом осуществляется деятельность.